Маркировка "Светофор": что это такое и для чего она нужна
Возможно, вы уже замечали на упаковке знакомых продуктов разноцветный прямоугольник, с обозначениями “Жир”, “Соль”, “Сахар” и “НЖК”. Это — маркировка “Светофор”, добровольно наносимая производителями, участвующими в одноименном проекте Роспотребнадзора. Что это такое, для чего нужно и по какому принципу работает — обо всем этом мы расскажем ниже.
Что это такое, когда появится в России
Новая маркировка продуктов “Светофор” — это проект, запущенный по инициативе Роспотребнадзора. В его рамках производители продовольственных товаров и безалкогольных напитков берут на себя обязательство наносить на упаковки специальную маркировку “Светофор”. Маркировка выполняется в виде цветовой индикации, цель нанесения которой — информирование потребителей о содержании в продукте жиров, сахара, соли и насыщенных жирных кислот (НЖК). Участие в проекте — добровольное.
В панели индикации используется три цвета: зеленый, желтый и красный. Маркировка Светофор, наносимая на продукты питания, отображает цветом уровень содержания вещества (сахара, соли, жиров и НЖК) в продукте:
- Зеленый — низкий.
- Желтый — средний.
- Красный — высокий.
Также для каждого вещества указывается уровень содержания в граммах на каждые 100 грамм или 250 миллиграмм (для напитков) продукта и процентная доля от суточной нормы.
Потребитель, взявший в руки упаковку, где есть маркировка “Светофор” Роспотребнадзора, видит перед собой вот такую панель:
О том, что в России, возможно, введут маркировку продуктов питания по принципу “Светофор” впервые речь зашла еще в 2017 году, а стартовал проект в 2018 году. Причем дата для этого старта была выбрана символическая — в День защиты детей (1 июня), перед Днем здорового питания и отказа от излишеств в еде (2 июня) и Всемирным днем безопасности пищевых продуктов (6 июня). И кстати, первым продуктом, на упаковку которого была нанесена маркировка “Светофор”, стало мороженое — любимое лакомство многих детей.
Зачем нужен Светофор
Согласно статистике, среди населения нашей страны идет быстрый рост количества заболеваний, напрямую связанных с характером употребляемой пищи. Большое количество поступающих в организм жиров, соли, сахара и НЖК может привести к развитию сахарного диабета, гипертонии, ожирения, сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. С алиментарно-зависимыми (связанными с приемом пищи, особенно не соответствующей ГОСТ) заболеваниями связаны более 63% всех смертей в России.
Цветовая маркировка продукции “Светофор” как проект стала результатом обеспокоенности Роспотребнадзора приведенными выше фактами. Его цель, как мы уже сказали — информирование потребителя о содержании в продуктах сахара, соли, жира и НЖК, т. е. веществ, избыток которых может наносить вред здоровью. Точнее, речь идет не просто об информировании — “Светофор” должен сделать важную информацию более доступной, легко считываемой, заметной.
Возьмите в руки любой продукт и посмотрите в общий блок информации о продукте: она представлена мелким шрифтом, с маленьким отступом между строками, в едином цвете. Когда мы сидим дома и имеем возможность спокойно все это прочитать — проблем нет. Но в магазине другие условия — нам может быть некогда, неудобно или темно читать. Или зрение не позволяет вот так “влегкую” пробегать глазами этикетки. В результате мы берем с полки не то, что полезнее или безопаснее для здоровья, а то, что обычно / ближе стоит / выглядит привлекательнее и т. д.
Как это будет работать
Маркировка продуктов “Светофор” представляет собой яркую планку с цветными геометрическими фигурами, внутри которых коротко указаны основные данные — название вещества, его количество и процент от дневной нормы. Цвета тоже подобраны не просто так — уже давно у людей закрепились связанные с ними ассоциации:
- Зеленый — хорошо.
- Желтый — приемлемо.
- Красный — плохо, опасность.
То есть даже если покупатель в цифрах не силен (мало кто знает допустимые нормы), выбор можно сделать основываясь просто на цветах, которыми помечены соль, сахар, жиры и НЖК.
Мы считаем, что добровольная маркировка “Светофор” — идеальный вариант донесения информации до пользователя, находящегося в условиях ограниченного времени и сенсорной перегрузки. Чтобы получить минимум данных, необходимых для выбора полезных или, как минимум, безопасных продуктов, достаточно кинуть быстрый взгляд на панель индикации.